
Ачинские врачи бьют тревогу: с каждым годом неуклонно растёт количество беременных, ведущих асоциальный образ жизни. Точные цифры здесь назвать сложно, поскольку такие женщины, оказавшись в интересном положении, зачастую не спешат ставить об этом в известность медицинских работников. Но то, что пьющая будущая мама - это уже не нонсенс, очевидно.

- Буквально недавно, в один из рождественских выходных, в Ачинский родильный дом поступила 32-летняя женщина с жалобами на сильные головные боли, - рассказывает заведующая Ачинской женской консультацией Наталья Мельникова. - Особа была в сильном подпитии. В больницу её привёз муж, который также находился в состоянии алкогольного опьянения. При осмотре оказалось, что женщина на 28-й неделе беременности. К врачу она не обращалась, на учёте не состояла, хотя у неё было очень высокое давление и выраженные отёки на ногах. Ей срочно требовалась госпитализация. Однако больная, как только ей стало легче, написала отказ и уехала.
На следующий день акушерка отправилась домой к этой семье. Там бардак, пьяные хозяева и гости. У медработника от страха подкосились ноги: мало ли что у людей в таком состоянии на уме? Но она всё-таки осмотрела беременную и вновь предложила лечь в патологию. Та опять отказалась, объяснив это тем, что сегодня она пьяная. Пообещав явиться на приём к врачу через четыре дня, хозяйка выпроводила непрошеную гостью.
В назначенный день, естественно, в консультацию женщина не явилась. По телефону сказала, что на работе. Это в то время, когда она уже должна быть в декретном отпуске! На осмотр будущая мать не пришла и на следующий день. Поэтому акушерке приходится и дальше навещать эту «привилегированную особу» на дому.
К сожалению, такие случаи не редкость.
- Женщина давно не являлась на осмотр, а беременность была осложнена маловодием. Будущую маму просто необходимо было госпитализировать, - приводит ещё один пример Наталья Георгиевна. - На телефонные звонки всегда отвечал пьяный муж, он, не стесняясь в выражениях, посылал доктора куда подальше и отключался. Пришлось ехать по месту жительства, ведь ситуация угрожала жизни и здоровью будущего ребёнка. Семья оказалась неблагополучной. Муж попросту вытолкал нас из квартиры, так и не дав осмотреть жену. Чтобы повлиять на ситуацию, мы были вынуждены обратиться в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних. Если, находясь ещё в утробе матери, ребёнок уже безразличен родителям, что будет дальше? Ситуацию могли исправить только представители правоохранительных органов, мы в этом случае бессильны. Женщина имеет полное право не пускать медиков или социальных работников в квартиру: ее жизнь - это её личное дело, будущий ребенок - ещё не гражданин России, поэтому его никак не защитишь. Однако после беседы с полицией будущая мать всё-таки протрезвела. Возможно, её напугало то, что после родов она может остаться без малыша. Беременная наконец легла в стационар.
В обязанности участковых гинекологов входит следить за состоянием беременных женщин, вовремя выявлять патологии будущих детей, назначать лечение. По словам врачей, у дисциплинированных рожениц процесс деторождения практически всегда проходит хорошо, а вот с пьяницами и наркоманками дело обстоит иначе. Очень высока вероятность родить ребёнка с врождёнными патологиями, ребёнка-инвалида. Кроме того, во время родов могут возникнуть осложнения, способные привести к гибели матери. Такого, правда, не было в нашем городе более пяти лет, но исключать этого нельзя. Кстати, подобные из ряда вон выходящие случаи обходятся врачам очень дорого. Это несмотря на то, что роженица, будучи беременной, попросту игнорировала все их предписания.
Есть ещё одна категория беременных их нельзя отнести к неблагополучным, но они тоже не осознают ответственности, которая на них лежит.
- В силу своей ограниченности или религиозной принадлежности, что сегодня не является редкостью, женщины отказываются от УЗИ, от сдачи анализов на гормоны и даже просто от общего осмотра, - рассказывает заведующая Ачинской женской консультацией. - Приходят лишь за больничным листком, считая наблюдение ненужным. Чаще всего это юные беременные, 17 - 18 лет, как правило студентки.
Вот один из последних случаев. Девочка-сирота, выросла в детском доме, учится в ПТУ. Уже будучи на хорошем сроке, она потерялась, перестала ходить на приём к участковому врачу. Мы разыскивали её и по телефону, и по месту прописки в общежитии. Кстати, спасибо классным руководителям и мастерам: они всегда реагируют на наши обращения. Чтобы найти эту девочку, нам пришлось обращаться в полицию. Спустя месяц её обнаружили в какой-то деревне. Срок беременности был уже 32 недели, когда за будущей мамой нужен особый контроль.
Не редки случаи, когда в пьющей или просто в малообеспеченной семье имеется по два, три, а то и по четыре ребёнка, которые живут и растут в нечеловеческих условиях. И сделать с этим, по большому счёту, ничего нельзя. Никто не может заставить женщину не беременеть. Предохраняться они категорически не хотят, как бы врачи к этому ни призывали. Что же касается стерилизации, то по закону её можно сделать только с согласия женщины, если ей уже есть 35 лет либо она уже имеет двоих детей. Поэтому призывать женщин к ответственности необходимо всеми возможными способами, утверждают медики.

- С каждой из женщин ведётся индивидуальная работа, говорит психолог Ачинской женской консультации Светлана Удавихина. - Одним советуем не рожать - если, например, видно, что беременная явно пьющая. Другим, наоборот, объясняем, что аборт делать ни в коем случае нельзя.
Недавно пришла женщина, бедненько одетая. Она рассказала, что сирота, приехала в Ачинск из другого города, жить негде, работы нет, сама она беременна и хочет сделать аборт. После обследования выяснилось, что сроки уже не позволяют прерывать беременность. По всему было видно, что от ребёнка беременная всё равно избавится, если не с нашей помощью, то любыми другими способами. Пришлось уговаривать её отказаться от подобных мыслей, настраивать на позитивное отношение к жизни. Говорили о том, что после родов она может на время оставить ребёночка в детском доме, пока не обживётся, не найдёт работу, а потом сможет его забрать. Кстати, мы тесно работаем со специалистами соцзащиты. К ним обратились за помощью. Женщине нашли жильё, всем миром собрали одежду. Постепенно она начала входить в нормальную колею и оставила мысль избавиться от ребёнка. Так нам удалось спасти жизнь будущего малыша.
Мы привыкли рассматривать дом как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Но, к сожалению, это не всегда так. В какую среду попадёт ребёнок, рождённый алкоголиками и наркоманами? Что хорошего он увидит? Кем он может вырасти? Очень высока вероятность, что точно таким же, как его родители… Постоянные пьянки, драки, разврат - раньше всё это афишировались крайне редко. Проблемы считались деликатными, внутрисемейными. Сейчас никого не удивишь существованием семей, где дети подвержены насилию со стороны родителей. Можно ли как-то изменить ситуацию? Думаю, что общими усилиями всё же можно, не сразу, но можно. И начинать надо не с тех, чья жизнь уже пошла под откос - хотя и на них нельзя не обращать внимание, - а с тех, кто сейчас находится в юном возрасте. У девочек нужно воспитывать чувство ответственности, чтобы впоследствии у них не возникла уверенность, что пить, курить, принимать наркотики и при этом рожать детей - это нормально. А мальчикам необходимо прививать чувство долга перед будущей семьёй и уважение к женщинам.